Феррапонтов монастырь












Феррапонтов монастырь
Государственный Эрмитаж
Третьяковская Галлерея
Московский кремль
Исаакиевский Собор
Петродворец
Остров Кижи
Сидящий Хамбо-Лама
Новгородский Кремль-
Софийский собор

Озеро Байкал
Калязин
Вулканы Камчатки
Уссурийская тайга
Место падения Тунгусского
метеорита

Изумрудные копи Урала
Остров град Свияжск
Соловецкие острова
 Дом Пашковых
 

Ферапонтов монастырь (музей фресок Дионисия)

 

   Эта история началась в 1397 году, когда из Москвы в Белозерье вышло двое монахов - Кирилл и Ферапонт. В том же году они добрались до Сиверского озера где и основали нынешний Кирилло-Белозерский монастырь, чью историю в подробностях можно прочитать здесь. В 1398 году Ферапонт покинул Кирилла с целью основать свой собственный монастырь. Было ли это сделано с целью решить "квартирный вопрос" или просто из соображений богоугодности - неизвестно. Короче, в 20 верстах от Кириллова монастыря появляется еще один - Ферапонтов

2002 год - год 500-летия росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре. В его главном памятнике, соборе Рождества Богородицы, находятся самые ранние в России полностью сохранившиеся без поновлений росписи, созданные знаменитым московским художником Дионисием в 1502 году. На 24-й сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (С 982). Хранителем этого уникального достояния русской и мировой культуры является Музей фресок Дионисия.
        Чудом сохранившаяся стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. . В 1911 году вышла монография В. Т. Георгиевского "Фрески Ферапонтова монастыря" - первая работа, посвященная росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы.
  
        Первое по времени известие о работе Дионисия содержится в придворном летописном своде, составленном в Москве около 1479 года.
Об авторстве Дионисия говорит Житие Пафнутия Боровского, написанное в начале XVI в. ростовским архиепископом (1506-1516), братом Иосифа Волоцкого, Вассианом Саниным.
        Место создания храмовой иконы архиепископской церкви "Положение ризы и пояса Богоматери". Бородаевская церковь освящена через месяц после окончания строительства Ризоположенской церкви в Московском Кремле, и ее центральная икона с редким сюжетом видимо была скопирована с московской иконы 1485 г. Она вполне могла писаться в Москве, так как ее принадлежность московской школе живописи трудно подвергнуть сомнению. И хотя здесь возможно спорить о нюансах атрибуции - "круг" ли это Дионисия или "мастерская", причастность памятника в целом к "дионисиевскому направлению" безусловна. Его стиль несет в себе ряд новаций, что благодаря точной дате иконы придает ей принципиальное значение.
  Биография современника Дионисия, Паисия Ярославова, изучена плохо. По некоторым сведениям, он - постриженик  декабря 1501 г. Факт упоминания имени художника среди сообщений о важнейших событиях жизни крупного монастыря свидетельствует о том, что "заволжские старцы" высоко ценили живопись Дионисия. По словам Сказания угличский князь Андрей Васильевич пожертвовал в только что построенный в 1481 г. каменный собор монастыря "деисус дионисиева письма". В 1491 г. угличский князь Андрей Васильевич Горяй был взят под стражу, а угличский удел вошел в состав Московского княжества. Деисус состоял не менее чем из трех изображений - Христос и предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча. С XV в. деисусам чаще называют целый ряд икон алтарной преграды, обычно размещавшийся над нижним рядом чтимых местных образов. По описи 1670 г. Спасо-Каменного монастыря, деисус Преображенского собора состоял из 13 икон. Таким был, вероятно, и ценный дар угличского князя, не сохранившийся до наших дней. В том же 1481 г., видимо, до июня Дионисий пишет деисус для построенного тогда же собора Спасо-Каменного монастыря.

В сентябре 1990 года надвратная церковь, служившая некогда домовым храмом Никону, была предоставлена общине для богослужений. Остальные постройки остаются музеем - это единственно возможный способ уберечь фрески Дионисия, являющиеся достоянием мировой культуры. В этой связи хочется привести слова нынешнего патриарха Алексия II, посетившего монастырь в 1992 году и, очевидно, разделяющего эту точку зрения:
"Божие благословение на труды работников музея - хранителей Ферапонтова монастыря и реставраторов, которые стремятся передать грядущим поколениям шедевры русской иконописи".

 


Фрагмент фрески над порталом

Фрагмент фрески над порталом


Богоматерь с младенцем над порталом


Покров Богородицы


Христос


Богоматерь с младенцем

Богоматерь с младенцем


Приезд Волхвов к царю


Подарки Волхвов царю

 


 


Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/dostr.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/dostr.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/dostr.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/dostr.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/dostr.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/dostr.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/dostr.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/dostr.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251